Примерное тактическое и техническое построение приема «хождения рядом»
Целью проработки данного приема является прежде всего развитие у собаки общей дисциплины, подавление ее природных наклонностей и приучение к постоянному нахождению на определенном месте, у ноги дрессировщика.
Задачей дрессировщика является обучить собаку тому, чтобы по команде «рядом» (вместо этой команды может быть дано любое условное обозначение) собака была у левой ноги дрессировщика, не выходила бы из этого положения как во время стояния дрессировщика, так и при его ходьбе; причем собака в силу развитой дисциплины, следуя у ноги дрессировщика без поводка, не должна отбегать и в тех случаях, когда различные возбуждения, идущие из внешнего мира, будут будить врожденные инстинкты и звать собаку воспользоваться свободой.
Постараемся, зная основы теории дрессировки, самостоятельно выработать технический подход к воспитанию желаемого приема.
В грубых основных чертах построение приема сводится к следующему: в натуре собаки нет заложенной дисциплины, вследствие чего необученная собака, как только отпадет влияние поводка (этого сдерживающего начала ее нахождения у ноги), воспользуется полученной свободой и выйдет из желаемого состояния. Да и находясь на поводке, при всех явлениях внешнего мира, возбуждающих природные инстинкты собаки, как, например, пробегающая кошка, запах вкусной еды и т. п., она в силу указанных инстинктов попытается выйти из принужденного состояния — нахождения у ноги.
Приступать к изучению техники дрессировки можно только тогда, когда общий курс теории дрессировки будет достаточно усвоен, а главное осознан в целом.
Техника дрессировки представляет собой анализ практических разработок, давая серию практических «подходов» к собаке в проработке того или иного приема; так, например, одним из подходов для обучения собаки аппортировке явится так называемое «оживление» аппорта, т. е. игра с ним перед глазами собаки, вызывая этим инстинкт схватывания движущегося предмета. Другим подходом явится принудительное воздействие путем вкладывания аппорта в пасть.
Третьим подходом явится работа с костью (удвоение действия инстинктов: 1) движущийся предмет; 2) кость (пищевой рефлекс)) вместо аппорта, причем собака в силу тех же врожденных инстинктов будет схватывать кость, а дрессировщик, пользуясь этим моментом, станет связывать это действие с командой «аппорт». Таковы, примерно, виды различных технических подходов.
Перечислить их все — нет никакой возможности , ибо им нет числа, они возникают у каждого дрессировщика и зачастую носят индивидуальный характер; один дрессировщик создает более целесообразный подход, другой — менее.
Внимание дрессировщика особенно остро должно быть обращено, прежде всего, на вопросы воспитания молодняка. Это вызывается, главным образом, тем, что зачастую мы имеем и передаем в дрессировку собак со слабо развитыми качествами как характера, так и физического состояния, учитывая, что нормальный экземпляр, передаваемый в дрессировку, должен кроме правильного экстерьера и нормального физического состояния обладать подвижностью, жизнерадостностью, легкой возбудимостью, злобой (для некоторых видов работы) и общей активностью, что бесспорно может быть в большинстве случаев привито соответствующим воспитанием. Вот почему нужно особенно внимательно подойти к этому вопросу.
Больше того, я считаю, что способности собаки в служебной работе состоят из 60% правильного воспитания и 40% правильной последующей дрессировки; мне не раз приходилось видеть раздаваемый на руки дрессировщикам или курсантам молодняк, явно несоответствующий своему назначению. Пассивные, флегматики трусы с подогнутыми хвостами не говоря уже о ярко выраженном рахите (стихийном бедствии наших питомников) — нередкое явление и, конечно, говорить о продуктивности работы с такими собаками не приходится. Разной силы и разного характера даваемые возбудители не вызывают нужной реакции, нужного ответа у таких собак, вызывая этим нервность дрессировщика и потерю веры в собаку.
Программы обучения военных собак. Типичными видами работ военных собак являются следующие: 1) служба связи, вьючная и повозочная служба, 2) служба охранения и разведка, 3) караульная и конвойная служба, 4) военно-санитарная служба.
Применение собак для военных целей в западных государствах сводится также применительно к указанным выше работам. Было бы ошибочно думать, что одну и ту же собаку нужно и можно обучать всем перечисленным работам; этот взгляд в корне неправилен, ибо основные принципы указанных приемов слишком разны. Так, служба охранения, разведка, караульная и конвойная службы, как я уже говорил, основаны на развитии у собаки принципа недоброжелательности к постороннему человеку, наоборот, служба военно-санитарная, связи, вьючная и повозочная основываются на доброжелательном отношении к людям.
Доброжелательность и недоброжелательность нужно рассматривать как высоко тонизированные защитные инстинкты.
В первой группе работ собака должна знать и верить только своему дрессировщику, чувствуя в каждом другом человеке врага; вторая группа работ военных собак противоположна первой. И только очеловечивая психику собаки, можно допустить мысль о дрессировке одной и той же собаки по всем перечисленным видам работ.
Попутно с этим возникает вопрос, по какой же из специальностей направить попавшую в руки дрессировщика собаку, на какую работу начать дрессировать ее? Вот здесь-то и должна сыграть роль наблюдательность дрессировщика при прохождении собакой первого отдела программы.
После того как мы бегло осветили вопрос об образовании условных рефлексов , беря это за основу, мы попытаемся дать объяснение самому процессу обучения, проанализировав его составные элементы.
В жизни ребенка имеется такой момент, когда его начинают учить говорить. Весь процесс этого обучения базируется прежде всего на том, что у ребенка вначале воспитывают знание того или иного предмета, т. е. в памяти закрепляют связь названия предмета с его видом, дабы потом ребенок, в силу сложного устройства голосовых связок, мог сам произнести это название, сначала несколько неуверенно, с ошибками, а затем все чище и чище.
Так, для обучения первому слову, мать, обращая зрительное внимание ребенка на сидящего отца, указывая на него рукою, говорит слово «папа, папа»; такой характер упражнения повторяется несколько раз, с каждым разом устанавливая в «памяти» ребенка все большую и большую связь зрительного возбуждения (образ отца) и звукового возбуждения (слово «папа»). Другими словами, идет типичное воспитание уже известного нам условного рефлекса. После 10-15, а для другого ребенка 20-25 повторений этих одновременных действий связь устанавливается, и в дальнейшем при произнесении одного только звука «папа» ребенок уже начинает искать глазами знакомый образ, — рефлекс I порядка воспитан и закреплен.