Жажда – желание пить, состояние организма, вызванное недостатком воды (потребностью в воде). Регулируется как гуморальным, так и нервными механизмами. Хотя животные часто пьют про запас, предотвращая возможную дегидратацию, водная депривация резко усиливает уровень потребления воды. Ж. редко применяется в дрессировке как способ управления поведением, но достаточно широко используется для создания мотивированного поведения при оперантном научении и достижении доминантного состояния при изучении доминанты. Лабораторные исследования показали высокую значимость удовлетворения Ж. как подкрепления предшествующему поведению.
Желание – одна из форм мотивационного состояния. Как термин чаще употребляется по отношению к людям и связывается обычно с потребностями, влечением и переживаниями. При невозможности удовлетворения Ж. возникает состояние фрустрации.
Жест – движение человека какой-либо частью тела, имеющее сигнальное значение для животного. Различают Ж. нормативные (уставные), исполнение которых регламентировано какими-либо правилами или нормами, и неуставные (произвольные), выполняемые дрессировщиком по своему усмотрению. К таким Ж. дрессировщик прибегает осознанно, в отличие от неосознаваемых (случайных) Ж., иногда сопровождающих исполнительные команды. Неосознанные Ж., закрепляясь в процессе дрессировки, могут затем объединяться с условным сигналом и приобретать его значение. Последующее удаление или изменение такого жеста может ухудшить, а то и сделать невозможным вос! произведение навыка.
Вегетативная нервная система — часть нервной системы высших животных, осуществляющая управление вегетативными (питающими) функциями организма, связанными с деятельностью внутренних органов: пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением.
Вероятностное прогнозирование — форма когнитивного научения, заключающаяся в предвосхищении будущего. Реализуется В. п. в гипотезах о наибольшей вероятности достижения цели (по Н. А. Бернштейну), основанных на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Благодаря В. п. происходит предсказание статистически закономерных событий, и в зависимости от этого строится поведение. Например, животное может прогнозировать вероятность поведения пищевого объекта – жертвы, одновременно прогнозируя поведение партнеров по охоте, конкурентов, а иногда и других хищников, чтобы не пострадать самому. Различают несколько видов В. п.: 1) прогнозирование разных форм, независимых от субъекта событий; 2) прогнозирование своих ответных действий; 3) прогнозирование действий в связи с их значимостью и предполагаемым результатом; 4) прогнозирование вероятных действий своих партнеров; 5) прогнозирование действий с учетом собственных энергетических затрат.
Вибриссы — чувствительные волоски, выполняющие функцию осязания и сигнализирующие о приближении животного к предметам. Локализуются в основном в области рта, на щеках и около глаз.
Абсолютный порог — разновидность сенсорного порога. Означает такую величину раздражителя, выше которой его предъявление вызывает ответную реакцию и ниже которой он перестает восприниматься.
Аверсивное подкрепление (аверзивное подкрепление) – воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям у животного. Чаще А. п. используется в виде отрицательного подкрепления, когда необходимо исключить или снизить вероятность проявления в будущем нежелательного поведения. При оборонительном способе дрессировки может выступать в качестве положительного подкрепления, т. е. увеличивать вероятность появления нужного поведения.
Автоматизм — инструментальная реакция, действие, воспроизводимое без поэтапного контроля сознания. Различают А. первичный, представляющий собой безусловно рефлекторное воспроизведение двигательной программы, и вторичный, имеющий условно-рефлекторную природу. В условиях значимой ситуации или предъявления сигнала сразу же воспроизводится стереотипная реакция или последовательность реакций. Вторичный А. вырабатывается путем многократного повторения и лежит в основе динамического стереотипа и навыка.
Понятие о непосредственном (первоначальном) и условном (замещающем) возбуждениях, их взаимоотношения. Установка связи команды с действием. Однообразие принципов обучения человека и собаки.
2. Интонации и команды (30 мин.).
Значение интонаций для собаки. Основные виды интонаций. Взаимоотношения интонаций. Типы команд. Поощрения и запрещения. Значение «фу». Значение поощрений, их взаимоотношения.
3. Отвлекающие возбуждения (30 мин.).
Основные виды отвлечений, их значение. Порядок ввода. Специальная тренировка.
4. Учение о принуждениях (1 час).
Особенная важность этого учения. Разбор учения о принуждениях. Виды принуждений (как способ обучения и как способ воздействия). Цель их. Порядок ввода их. Причины особой осторожности при работе. Увязка с интонацией.
5. Схема дрессировки и разбор ее (1 час).
Чертеж схемы. Взаимоотношения отдельных звеньев схемы.
6. Простые и сложные приемы (30 мин.).
Понятие о простых и сложных приемах. Перечисление таковых. Их взаимоотношения. Приемы, воспитываемые на инстинктах и на принуждении. Разделение на приемы воспитательного характера и специальные приемы. Роль и значение приемов общего послушания, их увязка с приемами специального характера.
7. Дрессировщики и их ошибки (30 мин.).
Ошибки тактического и технического характера. Нежелательные связи. Борьба с ними.
8. Взаимоотношения дрессировщика и собаки (30 мин.).
Основы правильных взаимоотношений. Параллель между педагогом и ребенком. Необходимые качества собаки и дрессировщика. Отрицательные качества. Нервная система и дрессировка.
Типичные виды испорченных собак. Основные причины порчи (примеры). Браковка собак.
Основы исправления испорченных собак.
10. Общие сведения (1 час).
Различные методы дрессировки и их общность. Разница в воспитании, дрессировке и «натаске». Выбор собаки. Испытания, демонстрации и выставки. Специальная отчетность.
11. Основные понятия о воспитании собак (1 час).
Цели и задачи воспитания. Окружающая среда как главнейший фактор воспитания. Основы воспитания служебных собак. Виды воспитательных упражнений.
Самостоятельная проработка по пройденному курсу на различные темы (2 часа).
По материалам наших исследователей, южно-русская овчарка была к нам ввезена из Германии вместе с мериносовыми овцами, которые приобретались нашими овцеводами для улучшения своих стад. Благодаря своим прекрасным природным качествам эти собаки быстро стали распространяться среди овцеводов. Охранять «отары» овец в сотни и тысячи голов от двуногих и четвероногих врагов, следить, чтобы стадо не разбегалось, загонять его с пастбища домой, предупреждать пастуха о появлении волка, — всю эту сложную работу можно было проделать исключительно благодаря наличию этих собак.
Отличительные признаки южно-русской овчарки, по материалам наших кинологов, следующие:
Крупный до 70 см рост, суки ниже; длина туловища несколько больше высоты, грудь широкая, плечи длинные, затылок сильный, спина прямая, круп приподнят несколько, ноги прямые, умеренной величины с несколько согнутой линией к лапе, лапы большие, сильные, с крепкими подошвами, пальцы близко примыкают друг к другу, хвост длинный и мохнатый. Голова, благодаря густо покрытой шерсти, по внешности кажется широкой и короткой, в действительности, череп у нее длинный и узкий. Глаза большие, темного цвета, нос хорошо развитый, широкий с соответствующей величиной ноздрями, всегда темного цвета, брови, усы и борода резко не выделяются, уши средней величины, полувисячие, почти совершенно прикрыты шерстью, шерсть длинная и густая. Окрас преимущественно белый и серо-грязный, встречается и темный. По характеру злой, с живым темпераментом, смел и недоверчив к посторонним, очень вынослив, хорошо развит слух и острое чутье.